Как Китай решает проблему Гонконга
- Комментариев 0
- 4-12-2019, 10:00
- Как Китай решает проблему Гонконга
Весь мир пораженно наблюдал, как день за днем жители одного из богатейших регионов мира – Гонконга – выходили на массовые акции.
И всё из-за проекта закона о выдаче с территории Гонконга для суда в материковый Китай преступников. Выхода пока не просматривается – протесты не прекращаются.
В чем же смысл этого камня преткновения и как получилось, что в разных регионах одной страны законодательство столь сильно различается?
История вопроса. В середине XIX века закрытый от остального мира Китай охватили «опиумные войны». Если кратко – власти страны изо всех сил пытались прекратить ввоз в страну опиума, которым с большой выгодой для себя торговали англичане. Отношения с Британией неуклонно ухудшались, результатом стала война. Китай проиграл ее – и британцы потребовали в качестве контрибуции передачи острова Гонконг в бессрочное владение, что и произошло в 1842 году.
К слову, этого им показалось мало – удачно проведя вторую опиумную войну, они забрали и другие прилегающие территории.
А в 1898 году англичане вынудили Китай отдать на 99 лет и некоторые острова. Так образовался современный Гонконг.
Какое-то время такое положение дел было скорее выгодно китайским властям. В самом деле, небольшая территория, где проживал народ, говоривший на том же языке, позволяла без хлопот решать разные деликатные вопросы. Гонконг стал промежуточным звеном, совершенно необходимым при контактах финансовых, дипломатических и политических верхов капиталистических держав и социалистического Китая. Кроме того, постепенно Гонконг и сам превращался в один из мировых финансовых центров, где оказались сосредоточены огромные средства. В общем, гонконгцы имели все основания поглядывать на огромного соседа несколько свысока. Их уровень дохода многократно превышал тот, который мог обеспечить своим гражданам Китай.
Дэн Сяопин и Маргарет Тетчер
Но годы шли, и оговоренный срок заканчивался. Великобритания предприняла попытки продлить договоренности. Но Китай был уже далеко не той униженной отсталой страной, да и былое могущество Англии осталось лишь в воспоминаниях. Неудивительно, что Дэн Сяопин прямо заявил: никакого продления не будет. Все территории, включая остров Гонконг, принадлежат Китаю, и в назначенное время произойдет их возврат.
Британия не была бы Британией, если бы просто, без затей передала в 1997 году все территории. К этому моменту были созданы отдельное правительство и отдельное гонконгское законодательство. Должность главы провинции была выборной. Создана была и своя полиция. Возникла уникальная ситуация: одна страна – две системы. Так официально был назван переходный период.
Всем казалось в то время: высокоразвитая экономика новых территорий – залог уважения к их фактической автономии. Вначале это действительно было так. Ведь материковый Китай, где проживало в двести раз больше народу, обладал ВВП всего вчетверо большим, чем вновь обретенная провинция. Однако как раз в тот период социалистическая держава стремительно наращивала темпы роста экономики. Новый курс, взятый руководством, давал больше свободы для частного предпринимательства. Опережающими темпами росли высокотехнологичные отрасли промышленности. Многие города – Шанхай, Шэньчжэнь, Гуанчжоу – уже могли конкурировать с Гонконгом, становясь, как и он, современными развитыми мегаполисами. Год от года доля ВВП провинции в общем ВВП Китая снижалась, и на сегодняшний день она составляет менее 3%.
А Китай никуда не торопился и шаг за шагом, постепенно снижал степень самостоятельности Гонконга. Политическая элита постепенно обновлялась, и на смену антикитайским руководителям пришли лояльные властям страны олигархи. Стало понятно, что широкой автономии приходит конец. Однако договориться с властями Гонконга было лишь одной, самой простой частью стоящих перед Китаем задач. Ведь население бывшего британского протектората в подавляющем большинстве вообще не считало себя китайцами. За полтора века правления Англии у них сложился иной менталитет, своя система ценностей, культура. И с этим надо было что-то решать.
Рост цен на недвижимость в Гон-Конге
Недовольство происходящими изменениями росло. Стало понятно: рано или поздно оно перерастет в более серьезные акции. Руководство Китая было к этому морально готово. И когда раздражение ограничениями прав и свобод граждан достигло точки кипения, молодежь начала сотнями тысяч выходить на улицы. Но власти страны, как правило, не предпринимали решительных мер, чтобы прекратить беспорядки. Выпустив пар, граждане на время успокаивались.
Такая тактика объясняется просто: Китай пока не желает хотя бы формально отменять декларируемый принцип двух систем. Гонконг – по-прежнему связующее звено между Китаем и его конкурентами. Также он стал играть особую роль в то время, как Америка ввела серьезные санкции в отношении Китая. Увеличение пошлин на группы товаров, полный запрет на торговые контакты с определенными компаниями – всё это легко можно обойти, воспользовавшись гибким законодательством Гонконга, оставшимся в наследство от Британии.
Если же жестко, с использованием полиции и армии подавлять многотысячные уличные акции, то это может существенно ухудшить имидж страны и лично Председателя на международной арене. Сейчас это для Китая было бы совсем некстати. Но скоро все будет иначе.
В течение нескольких последующих лет Поднебесной предстоят серьезные изменения. Именно в преддверии этого вся полнота политической власти передана Председателю – Си Цзиньпину. Под его руководством страна должна добиться статуса технологического лидера планеты. Экономический уклад будет иным. И в таких условиях руководителю важно держать под контролем всю территорию страны. У Гонконга больше не будет возможности держаться в стороне от общего пути.
Во время масштабных преобразований надо, чтобы нация была единой. Вольнодумству и инакомыслию не должно быть места. Оставаясь влиятельным финансовым центром, Гонконг должен забыть о своей прошлой самостоятельности. Небольшими шагами Китай отвоевывает ее у провинции. Один из таких шагов – упоминаемый законопроект, который, кстати, сейчас отозван. И хотя акции протеста продолжаются, уже понятно, что и теперь всё рано или поздно затухнет само собой.
Однако никто не сомневается: в итоге победа будет за Китаем. Следуя уже многократно опробованной тактике, власти будут понемногу законодательно ограничивать гонконгскую автономию. А заодно и уменьшать значимость Гонконга для материковой части страны.
А впереди – решение проблемы еще одной спорной территории – Тайваня. Китай заявляет о своем суверенитете и над этим островом, и на пути к собиранию всех своих территорий под крыло останавливаться не собирается.
Смотрите также: