Высокие коридоры самых рейтинговых компаний России
- Комментариев 0
- 9-04-2015, 21:32
- Высокие коридоры самых рейтинговых компаний России
Forbes Life прошелся по офисам трех больших и очень разных российских компаний — «Газпрома», «Билайна» и «Интерроса» — и убедился, что стены говорят об обитателях больше, чем кажется.
Офис «ГАЗПРОМ»
«Газпром» — настоящий город в городе. Режимный населенный пункт для газовиков в нескольких поколениях. Газпромовский офис на улице Наметкина строили три года, закончили в 1995 году. Работали быстро и за долги — заказ выполняли турецкие строители, в счет платы по газовому контракту. Газпромовскую «свечку» — так называют центральную башню в 35 этажей — переделывали из гостиничного проекта, рассказывают в компании, так что офис «Газпрома» до сих пор напоминает гостиницу с типовыми комнатами-номерами и длинными коридорами.
Гордость интерьера — 35-й этаж газпромовской башни. Это «туристическое» помещение для официальных встреч топ-менеджмента. Переговорная предправления. Сюда на экскурсии водят студентов «Керосинки», здесь проводят заседания совета директоров в light-режиме (зал, сверкающий серебром, включает в себя и ресторанную зону) и встречают крупных иностранных партнеров. Отсюда, с высоты 150 метров, вообще приятно смотреть вниз
В городе есть и отдельная гостиница на 120 номеров. А еще инженерный и хозяйственно-бытовой корпуса, свой корпоративный институт, оздоровительный центр, банк (Газпромбанк) и даже своя речка Вяхиревка, обнесенная забором. Когда проектировщики обнаружили речку, решили ее не высушивать, а сохранить, преобразовав овраг в зону отдыха. У Москвы с городом газа визовый режим. Попасть в «Газпром» можно только по пропуску, а на некоторые этажи — председательский 4-й (здесь сидит предправления Алексей Миллер) и этаж правления 5-й — и вовсе по спецразрешению, оно нужно и штатным сотрудникам «Газпрома». После смены власти в газовой отрасли и ухода вяхиревской команды председательские этажи отремонтировали, а в 2010 году не обошлось без скандала. В прессу просочились детали конкурсной документации — заказывали новую подсветку, вентиляцию, укрепляли пулестойкость окон и обновляли «морально устаревшую технику», требовалось 3D. Но главное, ванны типа джакузи. Совсем скоро председатель совета директоров Виктор Зубков от джакузи публично отрекся.
Еще одна карта газа, то есть интерактивный пульт управления Единой системой газоснабжения России, — на огромном дисплее диспетчерского зала. Требует спецдопуска и не терпит лишних глаз
Номера отеля-офиса типовые. Каждый помимо газпромовской символики украшен изготовленной в Польше картой газа Европы. А вот в кабинете Миллера предусмотрительно висит карта Российской империи. Местная достопримечательность — кабинет начальника Департамента по информационной политике Александра Беспалова (когда-то крупного функционера «Единой России» и знакомого президента Путина по питерскому периоду). Тут и железная табличка петербургской Газовой улицы, и коллекция фуражек, и автомат, и мозаика с гербом России, и фотогалерея — Путин в Смольном, Миллер с Путиным выходят из джипа, Дмитрий Медведев — портрет.
В здании «Газпрома» весь штат монополии собраться не сможет — разве что в момент пожарной тревоги долго спускается со всех высотных этажей. Конференц-зал вмещает 475 делегатов разных подразделений компании. Здесь собираются акционеры. Здесь же газпромовцы встречают гостей — «от Кобзона до Билана», первый выступал перед газовиками трижды, зато последний снискал особенное признание женщин «Газпрома». Недавно в конференц-зале выступал поэт Евгений Евтушенко.
В офисных коридорах есть и социальное «наивное» искусство — детские галереи от подшефных ПТУ, газовики и газовички в касках под лозунгом «Газпром» — наше будущее». Прошлое представлено подарками-макетами в холле. Например, миниатюрой от «Газпромдобычи» — «Киринское месторождение», 2010
В принципе из зданий «Газпрома» можно и не уходить. Здесь есть все, что нужно человеку для жизни. Цветочный магазин, микрохирургия глаза, тренажерный зал, столовая с блюдами традиционной кухни, грилем, воком, роллами и меню здорового питания. Тут продают колбасы, икру, парфюмерию, бриллианты и иконы. Лучше всего берут Всецарицу — она помогает от опухолей, уверяет продавец. Рядом — выставка-продажа пейзажей.
Офис «ИНТЕРРОС»
Особняк «Интерроса» на Большой Якиманке 15 лет назад достался компании по наследству от Samsung. «Интеррос» жил на два дома — на улицах Щепкина и Марии Порываевой. Пришло время объединиться. Корейское представительство даже не успело достроить офисное здание и переуступило его Владимиру Потанину. «Интеррос» достроил и сам дом, и дополнительный седьмой этаж — об исходном проекте тут напоминает разве что лифт, у которого всего шесть кнопок.
Сейчас топ-менеджмент тоже мигрирует между двумя офисами — кабинеты боссов есть еще и в «Норникеле». Но «Интеррос», что называется, семейное гнездо. Тут каждый сантиметр отремонтирован с любовью и личной визой руководителя. Стены помнят ссоры и радости «родителей», а сейчас с достоинством переносят гулкую пустоту.
Входят в «Интеррос» без давления, но со степенями защиты. Индивидуальные «аэропортовые» лифты-ворота — тоже часть интерьера
«Интеррос» — офис грациозно-буржуазный. 300 человек штата располагаются в солидном пространстве с белым и вишневым мрамором, креслами из гладкостриженного меха и бледно-зеленым текстилем разных оттенков. Он перекликается с корпоративной символикой. Зеленым был первый логотип компании. Зоны труда от зон отдыха тут отличаются разве что функционально. В «Интерросе» принято работать с комфортом, если не сказать с шиком.
7-этажное здание предназначено для 300 человек. Зоны отдыха здесь мало отличимы от зон труда, работать в «Интерросе» принято с комфортом. Топ-менеджмент живет на два дома: между «Норникелем» и «Интерросом». Но тут — родина
Отдыхать всерьез в офисе сотрудникам «Интерроса» и не нужно, для этого есть подмосковный пансионат «Лужки» — своеобразный семейный клуб с членскими картами, дом отдыха для топ-менеджмента, партнеров и друзей компании (они могут приобрести гостевую карту). С бассейном и самым разным спортом — от тенниса до горных лыж.
В «Интерросе» вообще практикуют корпоративные выезды, а теперь для этого стали использовать и олимпийский «Роза Хутор». В компании предпочитают активный отдых на грани экстрима. Джиппинг, каньоннинг, трекинг и скалолазание.
И все же седьмой этаж занят ресторанной зоной. VIP-бар — его используют для переговоров топ-менеджмента, в том числе самого Потанина, — отделен от общего зала дверью-купе. Тут достойное меню и внушительная карта алкоголя, гостей не может не обрадовать расслабляющая барная тележка. На стенах акварели японского художника Безана Хирасавы «Жизнь и обычаи айнов». Это совместный проект компании с Омским областным музеем изобразительных искусств. И вообще офис «Интерроса» — в некотором смысле библиотека благотворительности фонда Потанина. То и дело на глаза попадаются музейные гиды, репродукции живописи и даже собственный глянец — Вестник международного олимпийского комитета в Сочи. У «Интерроса» есть и издательская программа. Хотя от бумаги для личных целей и тут постепенно отказываются — раньше у компании была корпоративная газета «Интеррос» review», теперь силы брошены на заполнение сайта.
На 5-м этаже есть своя «зеленая переговорная», на этот раз с круглым столом, большой плазмой и интерком-системой конференц-коллов. Ценная деталь дизайна — деревянные жалюзи, обрамляющие пейзажный вид на Замоскворечье
Шестой этаж отдан под кабинет Потанина, переговорную и конференц-залы. На 5-м расположились кабинеты гендиректора и замов. Департаменты — на трех этажах ниже. Зеленая переговорная Потанина — типичный интерьер для телеинтервью. Изящно и лаконично — длинный стол, оливковые стулья. Здесь проходят и бизнес-переговоры, и даже готовятся сделки, хотя мировое соглашение по «Норникелю» заключалось все же не тут, а в офисе Сбербанка.
Раньше этаж делился между Потаниным и Прохоровым. Когда курение в офисах было разрешено, Прохоров запретил пепельницы на своей половине. После «развода» бизнесменов этаж отремонтировали, частично изменив планировку, а вопрос с курением решился государственным путем.
На стенах переговорных и конференц-залов — французские конструктивисты в графике, японские акварели и даже реплики старой азбуки. Потанин визировал и ремонт, и искусство
Конференц-зал — с остроумной галереей из работ французских конструктивистов (Потанин вообще любит французское и свободно по-французски говорит) — в свое время принимал у себя комиссию Общественной палаты по благотворительности, пока ее возглавлял глава «Интерроса».
Пятый, «гендиректорский» этаж — получил в распоряжение дизайнерскую ценность — сливочно-белую лифтовую зону, монохромную от пола от потолка. На стенах этажа — специально сделанные для этого проекта реплики дневнерусской азбуки. Белый камень переходит в бордовый, а за поворотом — шахматная мини-гостиная. Какое-то время назад здесь был кабинет увлеченного шахматиста Андрея Бугрова (бывший управляющий директор «Интерроса», сейчас заместитель гендиректора в «Норикеле»), но Потанин тоже любит шахматы.
Офис «БИЛАЙН»
Офис «Билайна» — живой улей, каждая сота пронизана боевым духом компании. Этажей восемь, последний по офисной традиции — начальственный. Executive-floor, или VIP-этаж, состоит из кабинетов гендиректора, вице-президентов и их ассистентов, кофе-зоны, каминного зала и нескольких больших переговорных.
Для «Билайна» важно, что стены в офисе, включая кабинет гендиректора, прозрачные. Скрывать нечего — демократично и западнически сигнализирует стекло. Шторы только в ситуационном центре, в зале видеоконференций — чтобы не было отблеска на экранах. На этом этаже нет даже спецохраны, ее сняли четыре года назад. А в прошлом году перед кабинетом руководителя сменили ковер. Раньше он был темный, теперь в желтую и черную полоску. Это ковер для гостевых селфи. В офисе вообще осталось мало монохромных предметов — теперь сюда свозят все желто-черное, что попадется под руку. По полосатому ковру в год Козы ходила буквальная коза в желто-черном шарфе, в зоне библиотеки — брендированная улитка, свинья-копилка в желто-черном кашне и клоун в комбинезоне корпоративных цветов. В кабинете гендиректора Михаила Слободина — экспозиция желто-черных подарков: китайские шахматы, коллекция брендированных носков, желто-черные галстуки, полосатые конфеты, карандаши и даже макароны. Никто уже и не помнит, что когда-то пчела жужжала на синем фоне. Слободин забрендировал даже собственный «ягуар»: провел конкурс рисунков, и теперь из черной застежки-молнии выпрыгивают радостные желтые шары. За особые достижения в труде сотрудников премируют пчелами — золотой и бриллиантовой. Обе — дизайна гендиректора Слободина. Раньше была только бриллиантовая пчела — с бриллиантом. Со временем бриллиант секвестировали, но в дополнение появилась золотая пчела. Впрочем, у руководства есть и другой способ поощрения. Кабинет гендиректора, когда тот уходит в отпуск, сдается одному из передовиков «Билайна». Счастливчик получает служебную машину босса, право пользоваться его переговорными, телефоном и секретарем. Такой квази-Слободин может делать все, но не руководить компанией.
Здесь есть корпоративная социальная сеть «Улей». И свои мониторы с новостями компании, причем все новости на экране, а не на бумаге — признак «зеленого офиса»
Этажом ниже расположились диджитал-дирекция и маркетинг. Это лаконичный опенспейс, украшенный панно из разных моделей сотовых телефонов, от доисторической раскладушки Motorola до изящных смартфонов. Гордость этажа — to-do-desk со следами поминутного планирования. На каждом этаже по две кухни, цветы — живые. Желто-черный логотип есть даже над кнопкой лифта.
Помимо пчел в ассортименте есть еще полуторакилограммовые стелы — серые, но с желто-черными проблесками. Такие можно получить в номинации «Профессиональная гордость» или «Сердце клиента»
Первый этаж офиса представительский. И это не пустые слова. Раньше совет директоров и серьезные совещания проходили на восьмом. Теперь начальство спускается на первый — тут тише. На первом же — конференц-зал на 200 мест. Он не только для веселья, его используют для корпоративного изобретения — Открытого диалога с Михаилом Слободиным. Это ежеквартальный сбор штаб-квартиры «Билайна». Тут обсуждают корпоративные правила, новые проекты, точки прорыва — все, что составляет билайновскую «белую книгу». Конференц-связь обеспечивает коммуникацию с регионами. Право на собственные диалоги есть и у вице-президентов компании. Еще в конференц-зале проходят лекции Билайн-университета.
Каминный зал — гордость интерьера, здесь и дрова натуральные, и камин зажигают по праздникам. Именно тут награждают сотрудников во время корпоративных торжеств
Гордость «Билайна» — переговорная с трансформирующимися в зависимости от состава участников и цели мероприятия столами. Стол может быть круглым, квадратным, коротким или длинным. Одновременно за таким столом может сидеть до 60 человек. В вестибюле стоит Деревянная коза добрых дел, или «Душевная коза», — «Билайн» шефствует над особыми мастерскими, Центром социальной адаптации и профессиональной подготовки.
В «Мобио Лаб», имитационной лаборатории, где тестируют новые продукты, каждое помещение имеет изолированную акустику, можно вести громкие переговоры в одной комнате, а в другой — смотреть фильм, и никто никого не услышит
«Билайн» — это помещение площадью 32 000 кв. м, с двумя этажами парковки. У особой зоны офиса прозвище «катерпиллер» — в честь оптико-механического завода, на месте которого теперь компания сотовой связи. Здесь располагается «Мобио Лаб», мобильная лаборатория, — имитационное пространство, где тестируют новые продукты. Тут есть квазиквартира, квазикинотеатр, квазиофис. И наконец, на первом этаже здания — офис продаж. Тут стажеры и руководители «Билайна» учатся общаться с живыми клиентами. Тут же «линейка Apple» — стеклянная витрина со всеми номерами айфонов и айпадов, брендированный велосипед-зарядка и телевизор. Что он показывает? «Билайн»ТВ.
Смотрите также: