Как снимали фильм «Я шагаю по Москве»
- Комментариев 0
- 24-12-2017, 19:30
- Как снимали фильм «Я шагаю по Москве»
Сегодня знаменитый фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» называют первой лирической комедией и символом эпохи «оттепели» и поколения шестидесятников, но в начале съемок режиссер столкнулся со множеством проблем: сценарий не утверждали из-за «отсутствия смысла» и чрезмерного оптимизма, а утвержденные на главные роли актеры отказывались сниматься.
История фильма началась с того, что к режиссеру Георгию Данелии однажды пришел поэт и сценарист Геннадий Шпаликов и заявил, что у него есть новый сюжет и нужно срочно приступать съемкам. На самом деле на тот момент в его воображении родился всего один эпизод: «Вовсю льет дождь, а по улице босиком идет девушка, в руках несет туфли, а за ней едет велосипедист». «А что дальше?», – снова спросил я. «А дальше придумаем», – ответил Гена. Вот так мы начали работу над фильмом «Я шагаю по Москве».
Вскоре сценарий был дописан, но с его утверждением возникли проблемы: на тот момент Шпаликов работал еще и над фильмом «Застава Ильича», и его обвиняли в том, что он изобразил троих бездельников, которые не знают, как им жить и к чему стремиться. Хрущев назвал этот фильм идеологически вредным. А тут в новом сценарии «безыдейные» герои опять «шагали по Москве» без цели и без дела. Претензий была масса: «Мало действия, нечеткий сюжет, не проработаны характеры, надо уточнить основной замысел». Для того, чтобы прояснить зрителям смысл фильма, потребовали ввести дополнительный эпизод.
Фильм показался комиссии бесконфликтным, слишком оптимистичным, показывающим только положительные стороны жизни. Тогда режиссер и сценарист ввели в сценарий нового персонажа – полотера, выдававшего себя за писателя, критически настроенного и всем недовольного. Он читает сценарий Володи и высказывает ему то, что Данелия и Шпаликов выслушали от своих цензоров. А Володя говорит ему в ответ то, что говорили они в ответ на критику. Сначала на эту роль пригласили Рудольфа Рудина, но он не смог принять участия в съемках, и вместо него снимали Владимира Басова – это был его актерский дебют. В результате фильм все-таки утвердили.
В главных ролях зрители могли бы увидеть других актеров: на роль Володи проходил пробы Виталий Соломин, но его не утвердил худсовет. Алексей Локтев прошел пробы и приступил к съемкам, но его отозвали со съемок из-за занятости в гастролях. После того, как режиссер посмотрел на других претендентов, все же решил дожидаться Локтева с гастролей. Продавщицу грампластинок должна была сыграть Наталья Селезнева, с ней уже сняли несколько сцен, но худсовет в результате проголосовал за Галину Польских. А Селезнева через несколько лет прославилась благодаря роли Лиды в «Приключениях Шурика». На роль Саши тоже был утвержден другой актер, но в последний момент все же решили снимать Евгения Стеблова.
Только Никиту Михалкова утвердили сразу же – благодаря тому, что Шпаликов был другом Андрона Кончаловского. Но и тут съемки оказались под угрозой срыва из-за того, что Михалков потребовал повысить его ставку. Тогда режиссер пошел на хитрость: несмотря на то, что многие эпизоды с его участием были уже отсняты, Данелия заявил о том, что они будут дальше работать с другим актером. Михалкову пришлось уступить. Проблемы возникали и с Роланом Быковым, который на тот момент завершал монтаж собственного фильма и постоянно опаздывал на съемки. Однажды график пришлось перекраивать из-за Евгения Стеблова – его вместе с другими студентами Щукинского училища отправили работать на овощебазу, и там ему зарядили в лицо картофелиной. Губа так распухла, что вернуться к съемкам актер смог только через 10 дней.
Московские улицы в фильме начала 1960-х гг. и в наше время
Первоначально слова знаменитой песни звучали так: «Я шагаю по Москве, как шагают по доске», но режиссер забраковал этот вариант, и Шпаликов тут же, во время подготовок к съемкам, предложил новый. Его мы и слышим в окончательной версии.
Московские улицы в фильме начала 1960-х гг. и в наше время
Георгий Данелия стал первым режиссером, снявшим фильм в жанре лирической комедии. Он рассказывал: «В Госкино после просмотра нам опять сказали: «Непонятно, о чем фильм». «Это комедия», – сказали мы. Почему-то считается, что комедия может быть ни о чем. «А почему не смешно?» «Потому что это лирическая комедия». Мы написали. Так возник новый жанр – лирическая комедия».
Премьера фильма состоялась в январе 1964 г., и с тех пор он считается одним из лучших фильмов Данелии и классикой советского кинематографа. Об этой работе режиссер и спустя годы вспоминает с особенной теплотой: «Мне приятно, когда этот фильм хвалят. Он мне и сегодня нравится. Но понимаю… Если бы не поэтический взгляд Геннадия Шпаликова – фильма бы не было. Если бы не камера Вадима Юсова – фильма бы не было. Если бы не музыка Андрея Петрова, если бы не обаяние молодых актеров – фильма бы не было. А если бы меня не было?..».
Смотрите также: