Петушиный гребень на шлеме спартанца его предназначение
- Комментариев 0
- 28-08-2019, 14:59
- Петушиный гребень на шлеме спартанца его предназначение
Каждый, кто хоть раз смотрел фильмы про древних греков, даже не будучи историком, наверняка обращал внимание на шикарный «петушиный гребень», украшающий шлем воина. Но мало, кто задавался вопросом, зачем спартанцы помещали на свой военный головной убор это украшение, и украшение ли это вообще? Может быть гребень имеет более рациональное применение, нежели обычная отличительная особенность военного обмундирования греков.
Интересно то, что само название«Петушиный гребень» не совсем отражает суть украшения. Как называли этот элемент обмундирования сами греки, никто не знает, и такое вольное название дали ему археологи или историки. А дело тут в том, что форма античного шлема древних греков приобрела свою окончательную форму еще в VI веке н.э., а петухов и кур в Грецию завезли только через несколько столетий из Персии, с которой гоплиты, греческая пехота, так отчаянно воевала несколько столетий подряд.
В это трудно поверить, но с тех времен не сохранилось достоверных сведений о происхождении и назначении той или иной детали в убранстве древних воинов, и ученым остается только строить предположения относительно «петушиных гребней» и их применения в бою. Одно известно наверняка – шлемы изготавливались в Коринфе, а материалом для щетины служил конский волос. Помимо коринфян подобного дизайна каски использовались еще и спартанцами, которые жили недалеко от Коринфы и, скорее всего, у них были общие мастерские по изготовлению доспехов и оружия.
Общая форма шлема была сплошной, предназначенной для защиты черепа со всех сторон. Его основная часть полностью покрывала затылок, не доходя до плеч. Чтобы человек мог свободно двигать головой во все стороны, шея оставалась открытой. Со стороны лица конструкция предполагала прорези для глаз и выемки для носа. Более дорогие модели были более изящные. Прорези для глаз перетекали в наносник и нащечник, а также по периметру каски могли быть выгравированы античные сцены древних битв и другие греческие символы.
Внутри шлема находилась маленькая шапочка, служившая подшлемником. Есть мнение, что греческие бойцы намеренно отращивали длинные кудри, чтобы обеспечить мягкое соприкосновение с шлемом. Хотя на практике длинные волосы в бою только создают помехи, так что данная версия относиться к разряду вольного мнения.
Интересный факт в том, что прорези для глаз не предполагали предоставление периферийного зрения для воина, он мог видеть только перед собой, и чтобы посмотреть в сторону, нужно было поворачивать голову вместе с тяжелым шлемом. Хотя историки утверждают, что в бою это было и не нужно. Ведь фаланга из воинов была настолько плотной, что смотреть по сторонам не было смысла. Разве что, когда солдаты разбредаются пополю, здесь, конечно, нужно быть более внимательным, глядя по сторонам. Но, почему-то, дизайнеры шлема этот факт не предусматривали.
Так вот, по поводу «Петушиного гребня»,ставшего символом античного воинства, есть две основных версии его применения в бою. Первая версия утверждает, что по рисунку, который наносился на конский волос и по его цвету, можно было определить своего боевого товарища на поле битвы от чужого. Вторая версия гласит, что свисающий с темени до лопаток конский хвост способен был предотвратить удар меча со спины. Но тут же эта версия и опровергается тем фактом, что в90% битв, воины предпочитали драться с копьем или пикой в руке, нежели с мечом.
Еще одна версия, менее популярная, чем две первых, настаивает она на том, что«Петушиный гребень» был способом устрашения противника. Чем выше он возвышался над головой гоплита, тем больше ростом он казался. И такой деморализующий метод якобы мог повлиять на решимость противника нападать на «великана» под 2 метра роста.
Однако ни одно из предположений историков, почему-то, не учитывает тот факт, что гребень на шлеме древнего грека был просто украшением. Не стоит отметать вероятность того, что это действительно красивое дополнение к суровому образу спартанца. Как известно, в истории военного обмундирования в любом народе часто встречаются элементы одежды, которые не несут какой-либо практической функции вовремя боя. И многие узоры, гравировки, погоны, цепочки на военных мундирах и прочее – это всего лишь украшения, не более.
Древние греки, как известно, были люди религиозные и за всю свою историю создали целые семьи богов той или иной направленности. Боги войны также изображались в богатом военном убранстве. И когда воин погибал, он отправлялся к богу подземного царства. А поскольку даже в наше время солдаты – народ достаточно суеверный, хранящий различные амулеты, символы, приносящие удачу и прочее, гоплиты также хотели достойно выглядеть в час, когда они предстанут перед последним богом, сопровождающем на их последнем пути.
Поскольку большинство воинов в далекие времени часто служили только одному делу всю свою жизнь, битва для грека была смыслом жизни и полем деятельности, где он мог реализовать весь свой жизненный и творческий потенциал. Но не следует забывать, что солдат тоже является человеком, у которого могут быть свои эстетические предпочтения.
Смотрите также: